Являясь оператором морского терминала, ОOО «АМТП» оказывает услуги по перевалке грузов в соответствии с «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» (приказ Минтранса РФ от 9 июля 2014 г. № 182). Услуги оказываются на терминале «Экономия» и терминале «Бакарица».
Почти 440 лет назад на берегах Северной Двины по Указу Ивана Грозного был возведён город-порт Архангельск. Все эти годы он служит на благо России. Порт пережил много трудных и славных страниц в своей биографии, были в его истории взлеты и падения. Было время, когда судьба России напрямую зависела от деятельности Архангельского порта, иногда же о нем незаслуженно забывали. Войны и революции оставили свой след в его биографии. Тяжелое время экономических реформ коснулось и морского торгового порта. Но коллектив порта выстоял в трудные годы, и сегодня порт быстрыми темпами наращивает свою грузовую базу.
Сегодня Архангельск — это современный порт с богатой историей и древними традициями, это Северные ворота, открывающие путь к минеральным богатствам Арктики. Наша компания по праву считается наследником традиций и опыта первого порта России, значение которого возрастает из года в год.
Наш город-порт связан многовековой историей взаимодействия и взаимовлияния России, стран Европы и остального мира. Архангельск строился и развивался как порт. Более четырех столетий рос город, рос и развивался первый морской порт России.
Издревле русские торговали со странами Ганзейского союза через море Балтийское. В 1581 году, в конце Ливонской войны, русские потеряли Нарву, ям, Копорье - выход к Балтийскому морю. И тогда царский взор обратился к берегам моря Белого. В 1583 году Иван IV Грозный Издал Указ о строительстве Города Архангельского города для корабельной пристани».
В лето 1584 года на высоком берегу Северной Двины, там, где река разделяется на три устья: Пудожское, Мурманское Березовое, близ Михайло-Архангельского монастыря «одним годом поставили деревяной город».
Бурный рост заграничной торговли вызвал к жизни ряд разнообразных промыслов. Это вожжевой (лоцманский), дрягильный (перегрузочный), извозный. Первая на Руси артель «корабельных вожей» - лоцманов - была образована в Архангельском порту.
На Русь везли дорогие ткани: английское сукно, брабантские шелка и бархаты. Везли сахар, пряные коренья, лимоны, туалетное мыло, хлопчатую и писчую бумагу, нитки, иголки, кружева, жемчуг, дорогую европейскую посуду, оружие. Поскольку вина на Руси не производили, их завозили в огромных количествах. Но самой выгодной статьей торговли были монетные операции. При помощи привозных талеров и рехсталеров (ефимков) русская казна, не имевшая своего золота и серебра, чеканила царские деньги из европейской монеты и пускала их в обращение.
Вывозили из Архангельска все, что давала Русская земля, что могли доставить купцы со всей необъятной страны. Это были традиционные товары русского экспорта - хлеб, сало, лен, пенька, холсты, воск, кожи, знаменитые русские меха.
30 июля 1693 года с многочисленной свитой в Архангельск прибыл Петр I. Вид первого русского порта произвёл на юного царя неизгладимое впечатление. Десятки иностранных купеческих судов стояли на реке против Гостиных дворов. Двинской ветерок развевал их разноцветные флаги и вымпела. Меж судов сновали сотни лодок, карбасов, барок, перевозящих людей и товары. В самом городе царила деловая обстановка, стоял многоязычный говор. В многочисленных лавках шла бойкая торговля русскими и заморскими товарами.
К приезду Петра Алексеевича была построена 12-пушечная яхта «Святой Петр». На этой яхте царь впервые в жизни вышел в море. Он сопровождал караван голландских купеческих судов от города Архангельского до горла Белого моря. Пётр утолил свою давнюю страсть - он увидел море.
Страсть эта зародилась в юной душе при виде старого английского ботика, найденного царевичем в усадьбе деда: а не через Архангельский ли порт попал в подмосковное Коломенское знаменитый ботик -«дедушка русского флота»?
В бытность свою в Архангельске Пётр I часто бывал на торгах, вел разговоры с русскими и иноземными купцами. Царь, в силу своей природной сметки, быстро понимает, что для укрепления экономического могущества России нужен флот.
В том же 1693 году на среднем Соломбальском острове Пётр закладывает первый русский корабль. 20 мая 1694 года, в свой второй приезд в Архангельск, царь собственноручно подрубает опоры вновь построенного корабля и спускает его на воду. Этот корабль, нареченный «Святой Павел», в том же году с грузом казенного товара отправляется за границу. Россия выходит на море как великая торговая держава.
Восемнадцатый век для России начинается Северной войной со Швецией. Войной за земли «отчич и дедич», за выход к Балтийскому морю. Пётр I создает армию нового образца, строит флот, а это требует все больше заграничных товаров. Россия нуждается в ружьях европейского производства, амуниции, пушках, в дельных вещах для строящегося флота.
Торговый оборот Архангельского порта стремительно растет. Уже не десятки, а сотни иноземных кораблей приходят к Архангельскому порту. Архангельск из крупной международной ярмарки превращается в стратегически важный для России город. Заботясь и оберегая единственный порт, Петр I спешит затворить от шведов «ворота Российского государства». В лето 1701 года на острове Линский прилук, в 15 верстах вниз по реке от города, начинается строительство Новодвинской крепости. У стен строящейся крепости 26 июня того же года в ходе баталии была одержана первая морская победа России. Стрельцы и пушкари под командою стольника Сильвестра Иевлева не допустили к городу шведскую эскадру. Новодвинское сражение имело не столько военное, сколько политическое значение, резонанс от которого достиг всех королевских дворов Европы.
Именно в эти годы в порту прошли преобразования, связанные с именем вице-адмирала Корнелия И. Крюйса. Он был послан в Архангельск Петром I в 1702 году и по существу явился создателем военного порта. На Двине, по обе стороны фарватера, впервые было установлено навигационное оборудование лоц-бочки (буи). На острове Мудьюг, у входа в Северную Двину, была установлена маячная башня, при которой жили архангельские лоцманы. В городе начато строительство удобных пристаней.
Следующий период в истории Архангельска связан с возрождением судостроения в Соломбале. Главной задачей порта было обеспечение деятельности Архангельского Адмиралтейства. На протяжении полутора веков основные должности главного командира порта и капитана над портом занимали флотские офицеры.
Большую роль в состоянии порта сыграл Указ Екатерины II от 1762 года:«Порт города Архангельска всеми теми преимуществами и выгодностями снабдить, какими Санкт-Петербург пользуется, и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволяем с равною против Санкт-Петербургского и прочих портов свободою и пошлиною». Результат не замедлил сказаться. Заморская торговля оживает и очень быстро набирает обороты. Уже через десять лет после Указа в порт пришло 206 кораблей. Благодаря быстроразвивающемуся торговому мореплаванию значительный рост получает промышленность всех крупных северных городов.
Возможность плавания из Атлантического океана в Тихие высокие широты Северного Ледовитого океана волновала многих мореплавателей. Но только русские впервые снарядили высокоширотную экспедицию. Проект этой экспедиции был разработан гениальным ученым М.В. Ломоносовым. Указ Екатерины II гласил: «Для пользы Мореплавания и купечества на восток за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». В Архангельске начинается интенсивная подготовка к плаванию. Экспедиция под руководством капитана I ранга В.Я. Чичагова дважды, в 1765 и 1766 годах, штурмовала полярные льды северо-западнее Шпицбергена и оба раза возвращалась в Архангельск, достигнув невиданной до того времени широты 80°30'. Три небольших деревянных парусных судна выдержали испытание льдами, штормами, туманами.
В 1821–1824 годах Ф.П. Литке совершил четыре плавания на специально построенном бриге «Новая Земля» к неизведанному архипелагу Новая Земля. Исследования этих островов географ и будущий адмирал обобщил в труде, имевшем огромное значение.
До середины XIX века Архангельск является третьим по грузообороту портом России. Затем грузопоток уменьшается, сказывается отсутствие железнодорожного сообщения с центральной Россией. Только развитие торгового мореплавания и строительство узкоколейной железной дороги до Архангельска в 1898 году дали новый импульс развитию порта. Именно в эти годы стала создаваться обычная для морских портов структура управления.
Важным этапом становления порта было создание Управления работ улучшению порта в 1887 году. В 1889 году начались работы по дноуглублению. Это положительно сказалось на деятельности порта, к 1900 году грузооборот порта вырос почти в четыре раза. Улучшение технического состояния порта положительно сказалось на дальнейшем развитии промышленного производства, главным образом лесопиления.
25 апреля 1904 года было учреждено управление Архангельского торгового порта. Первым начальником порта был назначен граф Константин Георгиевич Толстой. 26 июня Толстой подписал свой первый приказ по порту: «Вступив сего числа, на основании Высочайшего приказа, в управление вверенного мне Архангельского торгового порта, приглашаю всех подчиненных мне классных чинов порта к совместной работе на пользу порученного нам дела. 8 декабря 1904 состоялось первое заседание только что созданного Архангельского присутствия по портовым делам. На нем в качестве первоочередного решался вопрос о приобретении для нужд порта ледокола. Но решение этого вопроса затянулось, лишь осенью 1908 года порту был передан вновь построенный ледокол «Лебедин». Даже такой небольшой ледокол позволил продлить навигацию в порту.
Еще одно крайне важное для порта сооружение появилось в Архангельске в начале ХХ века - причалы для судов дальнего и каботажного плавания. К лету 1907 года закончилось строительство облицованных гранитом причалов, вполне отвечающих техническим требованиям своего времени. Зимой 1908 года была разработана грандиозная программа работ, целью которой было увеличение мощности порта. Программа включала создание второго землечерпательного каравана, постройку нового здания мастерских, холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Планировалось приобретение ледокола морского типа, 40-тонного плавучего крана. Деньгина реализацию проекта отпускало Морское ведомство. Вскоре были получены краны на 3 и 20 тонн, а летом 1913 года в Архангельск доставили 40-тонный кран. В 1911 году в порт прибыл второй землечерпательный караван, состоящий из землечерпалки и двух паровых шаланд.
Начало XX века характеризуется небывалым интересом к Арктике, ведь только там остались неизведанные земли. Летом 1912 года в Архангельске интенсивная работа по подготовке первой русской экспедиции к Северному полюсу. Возглавил экспедицию лейтенант Георгий Яковлевич Седов. 26 августа 1912 года на Соборной пристани состоялись торжественные проводы шхуны «Святой муч. Фока с участниками экспедиции. К великому сожалению, Седов не смог достичь полюса. «Святой муч. Фока» вернулся в Архангельский порт 5 сентября 1914 г., не достигнув цели, оставив во льдах на пути к полюсу умершего Седова.
В 1915 году в Архангельске торжественно встречают два судна Гидрографической Экспедиции Северного Ледовитого океана «Таймыр» и «Вайгач». Эта экспедиция, под руководством Б.А. Вилькицкого, за два года прошла Северным морским путем из Владивостока в Архангельск, проведя картографическую съёмку северного побережья России. Экспедицией сделано последнее крупное географическое открытие на планете - архипелаг Земля Николая II (Северная Земля)
В годы Первой мировой войны Архангельск становится единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в конце 1914 года началось строительство одного из новых районов порта <Бакарицы», который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915–1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт Экономия. Тогда же около железнодорожной станции «Архангельск-пристань» оборудован новый район порта -«Левый берег». В 1916 году закончилось переоборудование железной дороги до Вологды на широкую колею. За годы Первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 году 2,8 миллиона тонн.К 1917 году морской порт имел 36 стационарных и передвижных кранов, 7 линейных и 9 портовых ледоколов.
Революция 1917 года, Гражданская война нанесли огромный урон хозяйству Севера. За три года портовое хозяйство пришло в упадок. Акватория порта была сильно засорена, глубины на фарватере и у причалов уменьшились, резко сократился флот. Задача восстановления порта оказалась чрезвычайно трудной. Но, несмотря на все трудности, порт начинает оживать. В первую навигацию в Архангельский порт пришло 36 иностранных судов; 8 советских судов ушло в заграничные рейсы. Лес -и лесопродукция Севера пошли на экспорт. Вывоз из Архангельского порта составил 37,7% от республиканского экспорта древесины
Вторая половина двадцатых явилась началом новой эры в освоении Арктики. В 1929-30 годах л\п «Георгий Седов» совершает поход в высокие широты. Экспедицией руководил О.Ю. Шмидт, капитаном парохода был В.И. ВОРОНИН. Этой экспедицией впервые были организованы полярные станции и поднят красный флаг на островах Ледовитого океана. От Красной (бывшей Соборной) пристани 28 июля 1932 года ушел в сквозной арктический рейс ледокольный пароход «А. Сибиряков». Под командованием капитана В.И. Воронина — это судно впервые в истории человечества за одну навигацию прошло Северным морским путем. Сбылась мечта М.В. Ломоносова. В 1935 году сквозные рейсы в Арктике совершили сразу несколько транспортных судов, а в 1939 году осуществлен двойной сквозной рейс. Таким образом была доказана возможность эксплуатации Северного морского пути на всем его протяжении. Большой вклад в освоение Севморпути внесли архангельские портовики, своевременно обслуживая арктические суда и ледоколы.
В годы Великой Отечественной войны Архангельский морской торговый порт снова становится стратегически важным для страны. В сентябре 1941 года Совнарком СССР принял решение об обеспечении круглогодичной работы Архангельского порта. В несколько раз была увеличена несущая способность причалов на Бакарице и Экономии. Началось строительство железнодорожной ветки от Исакогорки до района Экономия, железнодорожные пути подведены к причалам Бакарицы. 31 августа 1941 года порт принял первый союзный конвой «Дервиш». Во второй половине 1941 года весь объем импортных грузов на Севере принял Архангельский порт. Мурманский порт находился в стадии эвакуации из-за близкого наступления гитлеровских войск. За годы войны морской порт переработал миллионы тонн стратегических грузов. Многие портовики были призваны в ряды действующей армии. Рабочих рук не хватало. Тогда на смену пришли подростки. 16-летние мальчишки работали крановщиками, выполняя план на 180 процентов. К концу войны портовое хозяйство требовало полной замены и реконструкции. Многие причалы представляли собой временные сооружения, сделанные во время войны. Акватория порта требовала больших дноуглубительных работ
Коренная реконструкция материально-технической базы Архангельского морского торгового порта началась только в годы семилетки - 1959–1965 годы. В 1963 году в районе Бакарица были забиты первые сваи железобетонного причала. Начались работы по очистке дна от остатков судов, взорванных в 1916–1917 годах. К середине 70-х завершена реконструкция района Бакарица. Там построен перегрузочный терминал на 2500 штук единовременного хранения 3-х и 5-тонных контейнеров.
В мае 1972 года в самом центре Архангельска открыт объединённый морской и речной вокзал. На его причалах обслуживаются пассажирские суда, а также суда, работающие на популярном туристическом маршруте.
В 1972 году начинается реконструкция района «Экономия».Строятся бетонные причалы №1 и №7, автодороги, железнодорожные пути, грузовые площадки. К навигации 1977 года вводится в эксплуатацию весь перегрузочный комплекс причала №7 со складскими площадками и железнодорожными путями. В 1978 году вводится в эксплуатацию погрузочный комплекс причала №6 и контейнерный комплекс причала №1 мощностью 185 тысяч тонн груза в контейнерах ИСО. К 1980 году на Экономии завершено строительство контейнерного терминала. Проведена реконструкция порта, открывающая его дальнейшие перспективы. Задачи по отгрузке с каждым годом возрастающих объемов народно-хозяйственных грузов в Арктику, Дудинку и пункты Белого и Карского морей выполнялись. Архангельский торговый порт добился новых успехов в разработке и внедрении передовых, более совершенных методов и технологических процессов переработки грузов. Рост пакетно-контейнерных перевозок за 1970–1975 годы увеличился более чем в 2,6 раза
Наряду с реконструкцией портовых сооружений порт пополнял и перегрузочную технику, названную «третье плечо грузчика». Все большее значение приобретали авто- и электропогрузчики, обеспечивающие комплексную механизацию от вагона до судна. На январь 1976 года порт имел 51 портальный кран, 14 стреловых, 101 автопогрузчик, 29 электропогрузчиков, 4 плавкрана, 195 автомашин, 19 буксиров, 24 катера, 5 водолеев и 21 единицу прочих плавсредств.
С 1977 года торговый порт переходит на круглогодичную навигацию. Самые жестокие морозы стали теперь не помехой судам. Зимняя навигация в порту потребовала напряженной работы портофлота. Проводка транспортных судов к причалам, их швартовка, кантовка требовали огромных усилий. Осуществление огромного объема работ по строительству и реконструкции береговых объектов обусловило значительное увеличение общей протяженности причального фронта. В последующие годы хотя и медленно, но продолжается реконструкция Архангельского морского порта.
За период 1960–1990 гг. грузооборот старейшего (первого) порта страны вырос с 2,8 до 5,4 млн.т. Около половины всех грузов составлял экспорт лесоматериалов. Через Архангельский порт отгружаются(перерабатываются) строительные грузы, зерно, промышленное оборудование, грузы снабжения для Арктики.
За свою многовековую историю Архангельский порт прошел путь от начала зарождения морской торговли кожами, холстами, мехом до современного многопрофильного торгового порта с мощной инфраструктурой, способной круглогодично перерабатывать до 4,5 миллиона тонн груза.
В 16 веке Архангельск был единственным звеном, связующим Русь со странами Западной Европы. Сегодня это современный порт с богатой историей и древними традициями, стоящий в начале самого перспективного пути из Европы в страны Востока. Это Северные Ворота, открывающие путь к минеральным богатствам Арктики.
Архангельский морской торговый порт — это многопрофильный терминал, обеспечивающий перегрузку разнообразных грузов, включая генеральные грузы, целлюлозу, картон, металлы, контейнеры, пиломатериалы, тяжелое оборудование, удобрения и навалочные грузы. Порт является ключевой инфраструктурой для развития Арктического шельфа, особенно в Баренцевом и Карском морях.
Северный морской путь, проложенный через наш порт, является наиболее кратким маршрутом для доставки грузов из Европы на рынки Юго-Восточной Азии. Порт обладает круглогодичной навигацией и соответствует ледовым условиям Финского залива.
Наша инфраструктура, включающая современный контейнерный терминал, способна обрабатывать до 4,5 миллионов тонн груза в год. Благодаря близости к промышленному потенциалу Северо-Запада России, Урала, Коми и Сибири, а также удобной транспортной связи с другими регионами России, наш порт является предпочтительным выбором для различных компаний и отраслей.
Мы гордимся использованием порта для перевозок по Северному морскому пути, а также обеспечением прямого выхода на Транссибирскую магистраль и возможностью использования транспортного коридора «Север-Юг». Наш контейнерный терминал является единственным на Севере России и располагает передовым оборудованием и опытным персоналом.
Мы активно участвуем в разработке Евро-Арктических месторождений, играя важную роль в развитии региона и Арктики.