Задолженность 60 тыс.руб.

     Город – порт Архангельск был основан по Указу Ивана Грозного в 1584 году. Он связан многовековой историей взаимодействия и взаимовлияния России, стран Европы и остального мира. С момента основания города с ним вместе рос и развивался архангельский морской порт.

     Решение о строительстве города-порта на берегу Белого моря было принято после потери русскими в Ливонской войне выхода к Балтийскому морю, через которое велась торговля со странами Ганзейского союза. Бурный рост заграничной торговли вызвал к жизни ряд промыслов - вожжевой (лоцманский), дрягильный (перегрузочный), извозный. Первая на Руси артель «корабельных вожжей» - лоцманов – была образована в Архангельском порту.

      На Русь везли дорогие ткани, сахар, пряности, туалетное мыло, бумагу, нитки, иголки, жемчуг, дорогую посуду, оружие, вина в огромных количествах. Самой выгодной статьей торговли были монетные операции. Вывозили из Архангельска все, что давала русская земля, что могли доставить купцы со всей необъятной страны. Это были традиционные товары русского экспорта – хлеб, сало, лен, пенька, холсты, воск, кожи, знаменитые русские меха.

30 июля 1693 года в Архангельск посетил Петр I, вид первого русского порта произвел на него неизгладимое впечатление – на реке стояли десятки иностранных купеческих судов, между ними сновали сотни лодок, карбасов, барок, перевозящих людей и товар.

       Восемнадцатый век для России начинается Северной войной со Швецией. Войной за выход к Балтийскому морю. Петр I создает армию нового образца, строит флот, а это требует все больше заграничных товаров. Торговый оборот Архангельского порта стремительно растет. Уже не десятки, а сотни иноземных кораблей приходят к Архангельскому порту. Архангельск из крупной международной ярмарки превращается в стратегически важный для России город. Именно в эти годы в порту прошли преобразования, связанные с именем вице-адмирала Корнелия И. Крюйса. Он был послан в Архангельск Петром I в 1702 году и по существу явился создателем военного порта. На Двине, по обе стороны фарватера, впервые было установлено навигационное оборудование – лоц-бочки (буи). На острове Мудьюг, у входа в Северную Двину, была установлена маячная башня, при которой жили архангельские лоцманы. В городе было начато строительство удобных пристаней.

Следующий период связан с возрождением судостроения в Соломбале. Главной задачей порта было обеспечение деятельности Архангельского Адмиралтейства.

       Большую роль в состоянии порта сыграл указ Екатерины II от 1762 года, он приравнивал права Архангельского порта к правам Санкт-Петербургского. Результат не замедлил сказаться. Заморская торговля оживает и очень быстро набирает обороты.

      До середины XIX века Архангельск является третьим по грузообороту портом России. Затем грузопоток уменьшается, сказывается отсутствие железнодорожного сообщения с центральной Россией. Только развитие торгового мореплавания и строительство узколинейной железной дороги до Архангельска в 1898 году дали новый импульс развитию порта. Именно в эти годы стала создаваться обычная для морских портов структура управления.

        Важным этапом становления порта было создание Управления работ по улучшению порта в 1887 году. В 1889 году начались работы по дноуглублению. Это положительно сказалось на деятельности порта, к 1900 году грузооборот порта вырос почти в четыре раза.

25 апреля 1904 года было учреждено Управление Архангельского морского торгового порта. Первым начальником порта был назначен граф Константин Георгиевич Толстой.

        В начале XX века в Архангельске появилось крайне важное для порта сооружение – причалы для судов дальнего и каботажного плавания. К лету 1907 года закончилось строительство облицованных гранитом причалов, вполне отвечающих техническим требованиям своего времени. Зимой 1908 года была разработана грандиозная программа работ, целью которой было увеличение мощности порта. Программа включала создание второго землечерпательного каравана, постройку нового здания мастерских, холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Планировалось приобретение ледокола морского типа, 40-тонного плавучего крана.

     Начало XX века характеризуется небывалым интересом к Арктике. Архангельский порт отправляет и встречает судна научных экспедиций.

      В годы Первой мировой войны Архангельск становится единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в 1914 году началось строительство одного из новых районов порта «Бакарица», который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915-1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт Экономия. Тогда же около железнодорожной станции «Архангельск – пристань» оборудован новый район порта «Левый берег» За годы войны грузооборот порта достиг небывалых размеров.

        Революция 1917 года нанесла огромный урон – за три года портовое хозяйство пришло в упадок. Задача восстановления порта оказалась достаточно трудной. Но не смотря на это порт постепенно начал оживать. Вывоз леса из Архангельского порта составил 37,7% от республиканского экспорта.

В годы Великой Отечественной войны Архангельский морской торговый порт снова становится стратегически важным для страны.

      Коренная реконструкция материально-технической базы началась только в 1959-1965 годы. В 1972 году был открыт объединенный морской и речной вокзал. С 1977 года порт переходит на круглогодичную навигацию.

     За свою многовековую историю порт прошел путь от начала зарождения морской торговли кожами, холстами, мехом до современного многопрофильного торгового порта с мощной инфраструктурой.

      На современном этапе основными видами деятельности Архангельского морского торгового порта являются:

  • погрузо-разгрузочные работы, в том числе с опасными грузами; складские операции (хранение грузов (товаров), в т.ч. зонах таможенного контроля);
  • транспортно-экспедиторское обслуживание, выполнение таможенных формальностей;
  • буксирные услуги и буксировка плавсредств по морским и внутренним водным путям;
  • организация перевозки грузов (генеральных, навалочных) по морю и внутренним водным путям;
  • предоставление сепарационных, крепежных и иных материалов и оборудования, необходимых для производства грузовых и складских операций.

      Архангельский морской торговый порт - это многопрофильное предприятие по транспортировке различных грузов.

     Перспективы развития Архангельского морского торгового порта сегодня во многом связаны с освоением нефтегазовых арктических месторождений. Порт является связующим звеном в транспортно-технологической схеме Северо-Западного региона. В целях повышения конкурентоспособности АМТП ведет активную работу по развитию и модернизации портовых мощностей и переподготовке специалистов.

     Архангельская область максимально сохранила транспортно-логистические и инфраструктурные позиции в Арктике. В порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.

     Если взглянуть на карту не трудно заметить, что самый короткий путь из Арктики до Москвы лежит через Архангельск, поскольку продолжением морской арктической магистрали на берегу является Северная железная дорога, по которой от первого порта России до ее столицы можно добраться за 19 часов. Архангельский порт уже имеет опыт работы с транзитными грузами из Скандинавии через Транссиб до стран Дальнего Востока, Средней Азии.